ВходРегистрацияПоискНаписать письмоСсылки
Главная
Релизы
Артисты
Статьи
События
Видео
Новости
Кино
Интервью
Услуги
О музыкальных носителях (LP-пластинка, CD-DA, mp3)
Всем привет! Меня зовут Сава – Sava с’est moi, на моём счету музыка для двух альбомов группы Furymo, поэтому на сайте www.goldenmuzik.ru хочется периодически отписывать что-то из моей «практики» со звуком. Некоторое время назад меня заинтересовал вопрос о качестве (во всех смыслах) музыкальных носителей (LP-пластинка, CD-DA, mp3). Не буду скрывать, что в период моей молодости, когда только появились CD-DA (Audio CD), именно этой формат я считал эталонным. По сравнению с компакт кассетами, распространёнными в 90-х, CD обладал существенными преимуществами в плане звука. Итак.

Я почитал на досуге некоторых забугорных авторов о различных музыкальных носителях, где было много разных картинок, иллюстрирующих записи The Beatles и прочих. Чтобы удостовериться в превосходстве винила, я решил провести такой же эксперимент. Для чистоты взял трек из «нашего» жанра – зажигательный ритм-н-блюзовый хит «Wanna Be Starting’ Something» Майкла Джексона, записанного в 1982 году.

Трек с LP-пластинки 12” (альбом «Thriller») был записан через микшер в качестве 32*/96 (рис. 1, верхний) при таком усилении канала, что пиков не было. Сразу отмечу, что пластинка, доставшаяся мне без конверта от одного товарища, была сделана давным-давно по лицензии в Болгарии и явно была затерта (рис. 2), что видно по шуму и щелчкам вначале записи на первом рисунке. Под «треком» здесь и далее понимается начало песни, длящееся почти 40 секунд.

Трек с CD-DA (напомню – качества 16/44) был сграблен с результатом 100% с диска «History» (изданного у нас), а результирующий файл был переведен в 32*/96 (рис. 1, нижний), и в начало трека добавлена пауза, чтоб сравнивать с записью с LP.

Из рис. 1 видна сильная компрессия на CD-DA, используемая при мастеринге диска для сужения динамического диапазона (наверно, многие слышали об ограниченности динамического диапазона CD-DA). Компрессия позволяет «усилить» громкость трека для бытовой акустики. Поэтому пики оригинального звукового сигнала как бы срезаны, в итоге получается «колбаска». На самом деле это не самая большая компрессия, что я видел. Посмотрите, например, модные танцевальные хиты. Там громкость практически всегда максимальная. Бедные наши уши.

Далее смотрим частотный диапазон (рис. 3): CD – до 22 кГц; LP-пластинка – до 48 кГц. Здесь для LP максимально представляемая частота по теореме Найквиста ограничена частотой записи 96 кГц / 2 = 48.

«В памяти моей мелодии также, звук черно-белый,
Шум виниловых дисков,
Таких же конвертов, картонных буклетов,
Потёртых от времени, временем воспетых напрочно.
Я оставлю точно…»
Furymo

Некоторые, кто слабо разбирается в физике, скажут, что мол, человек слышит только в диапазоне 20 – 22000 герц. Во-первых, это почти неправда, т. к. это ухо человека слышит указанный диапазон, а во-вторых, человек может ощущать звуки неслышимых частот – очень низкие (глухая бочка) могут вызывать тревогу или погружать в транс, верхние, помимо подобного влияют на определенные слышимые частоты (гасят или усиливают их) – не смотря на то, что слуховой аппарат человека способен воспринимать частоты до 20 кГц, похоже, все-таки, человеческий мозг улавливает и более высокие частоты. И именно на подсознательном уровне человек все же ощущает аналоговое звучание чище, чем цифровое [1].

Далее чисто субъективный вопрос тут разбирать не буду, т. к. хочу показать только техническое превосходство первого носителя, хотя многие меломаны уверяют, что слышат эту разницу на слух. Я вам скажу только одно про CD и более «дешёвый» формат mp3, что в одном из альбомов IAM на CD, прослушанного в мониторных наушниках, я услышал, то, что не слышал раньше в mp3 – не урезание верхов в mp3, а что-то другое... Кстати, к mp3-файлам я ещё вернусь ниже.

На рис. 4 и рис. 5 я совместил «Wanna Be Starting’ Something» пластинки и CD (оба левых канала). На рис. 3, отрезком 10 секунд, ещё более заметно урезание динамического диапазона на CD. Тут же видно, что шум трека с LP-пластинки в основном сосредоточен в диапазоне 20-22000 герц, и практически не заметен выше. На рис. 5 можно увидеть урезание частотного диапазона CD, особенно в моменты звучания бита.

Но это ещё не всё. Напоследок из трека с CD-DA (16/44) был сделан mp3-файл «среднего» качества 192 kbps, пригодного для прослушивания. По рис. 6. ясно, что назвать это иначе, чем «какашка», никак не получается – помимо урезанного диапазона, доставшегося от CD, не заметить неоригинальную ровность громкости частотного диапазона, «причесанного» под один уровень, никак не получается. Здесь mp3-файл имеет частотный диапазон до 15 кГц, в некоторых редких моментах до 18 кГц.

Понятно, что покупать виниловые пластинки в массовом порядке сейчас никто не ринется, однако, для меня стало более очевидно, мнение профессионалов, замороченных на звуке, что самый качественный звук обеспечивает именно пластинка. В примерах даже «затертая» пластинка показывает лучшие результаты, чем «чистый» CD. Но, чтобы услышать эту разницу явно надо иметь серьезную акустическую систему, а не «пуколки», которые больше звенят, чем воспроизводят звук, даже не говоря про мобильники и флешки.

Также ясно, что в плане долговечности, пластинка выигрывает, т. к. CD в бытовых условиях вряд ли проживет более 30-и лет, не говоря уже об окислении и расслоении CD со временем. Зато, в противовес этому, сегодня достал пластинку (не LP) записей Марка Бернеса 50-х годов – там тоже видел звук до 48 кГц, хотя собственный шум, наверно, старинной записи очень заметен. Но главное играет! С CD такое может не пройти.

Итак, для массового распространения аудио записей формат CD очень важен, он обеспечивает определенное «высокое» качество, которое подходит для бытовых акустических систем. Про mp3 я уже сказал выше – «какашка», это только можно слушать в капельках и мобильных, и то, если уж сильно умираете от нехватки звука. В итоге, каждый из этих носителей имеет своё предназначение.

* – битность АЦП карты составляет 24 бита
Автор(ы)
Sava
Комментарии
Рис. 1
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 6
Сава – Sava с’est moi (Furymo)
Сава – Sava с’est moi (Furymo)
Дата события (реальная)
2009.09.07
Дата создания документа / Обновлён
2009.09.07 / 2012.05.11
Информация по теме
Сэт «Арена II»
Перед нами второй альбом Сэта со сверх логичным названием «Арена II». Хотя диск ...
Сэт «Арена II»
Новинки за 2017 от MC Eiht, WU, Masta Ace и Outl...
Никому ничего не надо доказывать, хип-хоп есть и будет!!! Новинки за 2017 как сб...
Новинки за 2017 от MC Eiht, WU, Masta Ace и Outlawz, Bone Thugs ...
Виртуальные альбомы или зачем русскому рэпу лэйб...
Сегодня 2015, и то что сегодняшнее обсуждение дела вроде бы как не миновало, а т...
Виртуальные альбомы или зачем русскому рэпу лэйблы, если артист ...
© 2007–2019 Golden Muzik
Разработка: www.SmolenskCity.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru