ВходРегистрацияПоискНаписать письмоСсылки
Главная
Релизы
Артисты
Статьи
События
Видео
Новости
Кино
Интервью
Услуги
Что такое карибиан мьюзик? О культуре реггей и растафарианстве
Музыка «новой волны»*, которая относится и к реггей – явлению, тесно связанному с движением панков конца 70-х годов и оказавшему заметное влияние на популярную музыку 80-х годов. Музыка реггей зародилась в Вест-Индии, на острове Ямайка, и является частью национально-освободительного антиколониального движения. Одной из его форм стало растафарианство, возникшее в 30-е годы нашего столетия. Десятилетием раньше один из лидеров борьбы за права на Ямайке Маркус Гарви выдвинул идею движения «Обратно в Африку», получившего массу последователей и среди черного населения США. Опираясь только на Библию, Маркус Гарви (Marcus Garvey) пророчествовал, что африканцев Ямайки, африканцев подчеркиваю, спасет от господства белых Великий черный лидер из Африки. И когда в 1930 году эфиопский магнат Рас Тафари (Маконнен) был коронован как император Хайле Селассие, жители африканской внешности, верившие пророчеству Гарви, решили, что оно сбылось. Рас Тафари был признан живым Богом и Избавителем, а его приверженцы стали называться растафарианцами, в чем я сейчас подробно расскажу его отличие от растаманов.

Растафарианцы избегают употреблять мясо, табак, вино, соль, и уж тем более какие-либо наркотики, а Африку обожествляют как Родину-Матушку. Такие люди мне однажды встретились в жизни, это была целая семья соблюдающая все эти заповеди. Растафарианцы не стригутся, завивая волосы в длинные локоны, которые считаются антеннами в духовный мир. Поэтому термин «растафарианец» такого человека намного шире и глубже и является почти или точно является религией, чем понятие «растаман», возникшее позже, определяющее в общее и слушателей музыки реггей и немножко тех, что-то знающих о культуре раста, либо не соблюдающих все те правила образа жизни, которые соблюдает настоящий растафарианец. И люди, с которыми мне часто приходится общаться говорят: «Ну, как же, растаманы курят наркотики…». Здесь и все отличие. Повторюсь, что Гарви опирался на библию, а значит, христианские каноны растафарианцы ценят, тем более, что Православная Эфиопия, где был коронован Рас Тафари, страна христианская. Я не хочу сказать, что если кто-то употребляет канабис значит не раста. Просто растафарианство, как религия это отрицает, поймите. Вот ведь какая штука, на Ямайке и других Карибских островах, канабис легален. Отсюда, могу утверждать, что курение наркотика что-то нечто традиции этих мест, а уж тем более делом личным. Я хочу отгородить лишь остальных от стереотипов, связанных при слове реггей, вот и все. Людей же, слушающих реггей, все равно объединяет эта музыка, чувство свободы, добра, всегда-летнего настроения и вечного позитива.

Первое время музыка, объединявшая участников движения, носила чисто национальный характер, оставаясь в рамках менто или калипсо**. Но в 50-е годы она начинает все больше и больше подвергаться воздействию различных жанров и разных форм поп-музыки, в первую очередь ритм-энд-блюзом, соединяющем в себе корни соул-музыки и джаза.

Воздействием на народную музыку калипсо и менто способствует то, что на Ямайке можно было принимать передачи некоторых афро-американских радио-станций, расположенных на южном побережье США, особенно в районах Нового Орлеана. Кроме того, ямайские жители, учившиеся или работавшие в штатах, по возвращению домой привозили виниловые пластинки и рассказывали о новых веяниях в музыке афро-американцев.

Так в попытках самостоятельно освоить Ритм-энд-блюз, но не отходя от традиции национальной музыки, возникло направление, явившееся первым предшественником реггей и получившее название «Ска». Его характерной особенностью было преобладание в оркестровке духовых инструментов, исполнявших специфические рифы – повторяющийся ритмический аккомпанемент. Эта тенденция пришла из вестерн-свинга и новоорлеанского джаза тех лет. В ритмическом отношении Ска отличался от Ритм-энд-блюза большей изощренностью за счет пропускания сильных долей такта и выделения слабых в соответствии с характером национальной музыки.

Первыми представителями Ска на Ямайке были Байрон Ли, Лаурель Эйтикен и Принс Бастер. Странствующие диск-жокеи Байрон Ли и Коксон Додд одновременно с проигрыванием пластинок делали записи различных неизвестных исполнителей. В Англии пластинки с такой музыкой появлялись под названием «Блю-бит» - по имени одной из фирм, выпускающих записи подобного рода.

Ранней формой реггей было направление рокстэди (в некоторых случаях именуемое руб-а-даб). Если музыка ска ближе к обычному ритм-энд-блюзу, то рокстэди – продукт освоения соул. Одним из первых новый термин предложил на своей пластинке в 1966 году Элтон Эллис.

В середине 60-х годов музыканты ска-групп все чаще начинают применять электрогитары и басгитары, роль духовых сильно ослабляется, либо отходит на задний план, или исчезают напрочь из оранжировок. Именно эти изменения и характеризуют переход ска в реггей.

Происхождение термина «Реггей» объясняют по-разному. Одни, например, связывают его с английскими словами «реггид» и «ритм». Реггид-ритм – рванный, истрепанный ритм. Другие соединяют это название с жаргонным именем уличной женщины в столице ямайке Кингстоне – стреггей. И, наконец, «регга» - африканское племя в Танганьике, говорящее на языке банту.

В музыкальном обиходе слово «реггей» впервые появилось в связи с группой «Мэйтелз», диск которой так и называется: «Ду зе реггей». А одним из первых реггей музыкантов был Ли Скретч Перри (Lee Scratch Perry), записи, сделанные при его участии, становились хитами далеко за пределами Ямайки, а группа The Upsetters, которой руководил Ли Перри, была первым реггей-коллективом, посетившим с гастролями Великобританию. Но самое главное - он был продюсером Боба Марли (Bob Marley). Именно Роберт Неста Марли является ключевой фигурой в истории музыки реггей. Сын простой ямайской женщины и заезжего английского офицера, он с детства мечтал стать певцом и довольно рано начал сочинять песни в духе спиричуэлс – музыкальной молитвы. В 1963 году Марли организовал свою группу первую группу «Уэйлерз». В нее вошли двое его друзей – Нэвилл О’Райли Ливингстон, взявший псевдоним Бани Уэйлер, и Хьюберт Макинтош, известный в последствии под именем Питер Тош. Со второй половины 70-х оба этих музыканта, отделившись от Боба Марли, стали самостоятельно разрабатывать реггей.

С момента возникновения и до начала 70-х годов группа «Уэйлерз» последовательно меняла свой стиль от ска и рокстэди к реггей. Марли примкнул к движению растафарианцев, одновременно он связал свою активность с фирмой грамзаписи «Айлэнд», организованной белым уроженцем Ямайки Крисом Блэкуэлом и способствовавшей широкому распространением музыки реггей по всему миру. После выступлений в США в Лос-Анджелесе Боб Марли был окончательно признан критиками королем реггей. Он завоевал не только авторитет легендарного борца за мир, но и музыканта-композитора. В списках лучших авторов песен конца 70-х годов, публикуемых популярными журналами, например «Роллинг Стоун», его имя находилось рядом с именами представителей афромузыки – Стиви Уандером и Смоуки Робинсоном. Стиви Уандер, вдохновленный музыкой реггей, нередко вставлял элементы присущих ей фактур в оркестровке своих песен («Буги он реггей вумэн»).

Общественная и музыкальная деятельность Боба Марли имела огромное значение для наций так называемых стран «третьего мира», гораздо большее, чем для темнокожего населения США, находившегося под собственным обаянием собственных форм протеста и самосознания, выраженных в музыке соул и фанк. Более того, исследователи отмечают, что в 70-е годы трансляции музыки реггей отдавали предпочтение скорее радиостанции для европейского населения штатов, чем афро-американские.

Успех Боба Марли подготовил почву для широкой деятельности таких групп с Ямайки, как «Тутс энд Мэйтелз», «Бернинг Спир», «Биг Юс», солистов Джимми Клиффа, Питера Тоша. Распространению и популяризации музыки реггей в США и Европе способствовали и выдающиеся белые рок-музыканты. В американских хит-парадах появилась песня Пола Саймона «Мазер энд чайлд реюнион», близкая к реггей, а также «Ай кен си клирли нау» Джонни Нэша, ставшая синглом номером один. В 1974 году английским гитаристом Эриком Клэптоном записана песня Боба Марли «Ай шот зе шериф». Сам Боб Марли относил свою музыку к понятию рутс-реггей, так как реггей приобретал все большее развитие и становился понятием целой культуры со своими под-стилями (сейчас различают такие направления как раггамафин, рагга данс-холл, даб, включая старые прородители калипсо, ска, рокстэди и другие), и уже не только как музыки.

* – «новая волна» это определенное музыкальное обозначение музыки 70-х годов, как правила стилей панк-рок, реггей, диско и другого авангарда, из которых возникло целое понятие. Схожесть музыкального построения, все эти стили также подходят под понятие «антирок», так как изначально не специализировались на коммерции, а имели свои взгляды на то, что отказывались слушать рок, т.к. стал популярным и многие не могли попасть на рок-концерты, так как не имели материальных возможностей. Музыканты покупали или сооружали сами инструменты, и не имели никаких навыков игры на них, в чем и было их оригинальное отличие от других.

** – менто или калипсо это музыка, возникшая в Карибских островах. Эти направления имеют народную окраску африканских корней, но традиционна она только лишь в этих местах. Калипсо исполняют на нефтяных бочках, оставленных еще колонизаторами карибских сокровищ. Исполнители-музыканты проделывают специальным молоточком определенные мятости, которые очень напоминают по сути что-то вроде «клавиатуры» и имеют свои определенные тональности. Глядя на это очень впечатляет, когда музыкант извлекает при ударе на этих бочках такую божественную музыку. Эти направления являются прородителями реггей, с появлением современных музыкальных инструментов рождается ска, а затем и реггей. И такая музыка вся называется карибской.
Автор(ы)
Ser.G (Fury Motions)
Комментарии
Рас Тафари (Хайле Селассие)
Рас Тафари (Хайле Селассие)
Ли Скретч Пери
Ли Скретч Пери
Боб Марли (Bob Marley)
Боб Марли (Bob Marley)
The Wailers
The Wailers
Дата создания документа / Обновлён
2007.11.21 / 2010.09.16
Информация по теме
Bob Marley & The Wailers «Babylon By Bus»
Некоторое время назад мне в подарок из Германии привезли раритетный винил Bob Ma...
Bob Marley & The Wailers «Babylon By Bus»
Ky-Mani Marley «One Time»
Представляем вашему вниманию клип Ky-Mani Marley – «One Time». Клипы, снятые та...
Ky-Mani Marley «One Time»
Gentleman & Ky-Mani Marley с темой Signs of the ...
Не для кого не секрет что для нас значит музыка реггей, а тем более когда перед ...
Gentleman & Ky-Mani Marley с темой Signs of the times
Bob Marley, Lauryn Hill «Turn Your Lights Down L...
Представляем видео на пенсю «Turn Your Lights Down Low», основным фокусом которо...
Bob Marley, Lauryn Hill «Turn Your Lights Down Low»
Ziggy Marley & Melody Makers «Tumblin’ Down»
На этот раз мне из Швеции в подарок привезли сингл Ziggy Marley. Интересен он хо...
Ziggy Marley & Melody Makers «Tumblin’ Down»
The Fugees «The Score»
«The Score» произвёл настоящий фурор в 1996 году. С этим альбомом трио стремител...
The Fugees «The Score»
Новинка от Damian Jr. Gong Marley 2016!
Damian Marley с новым произведением Nail Pon Cross ворвался в эфиры! В сердце хр...
Новинка от Damian Jr. Gong Marley 2016!
Buju Banton «’Til Shiloh»
«’Til Shiloh», наверное, один из самых лучших альбомов Buju Banton’а. Если вы ещ...
Buju Banton «’Til Shiloh»
© 2007–2024 Golden Muzik
Разработка: www.SmolenskCity.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru