Когда стал танцевать брейк, я обратил внимание и на росписи граффити, дающие понять Хип-Хоп как единое целое. И когда я увидел культовый фильм режиссера Чарли Ахерна 1982 года под названием «Wild Style», я сразу заболел всем этим. Документалистические моменты дают нам погрузиться в эту культуру и полюбить её. В фильме снимались первые и лучшие художники граффити, те, кто стал развивать граффити как отдельное направление Хип-Хоп культуры. А в подобном фильме «War Style» можно было увидеть и жесткую конкуренцию художников и первых танцоров брейк-данса из группы Rock Steady Crew, латиноамериканских мальчишек, делающих по тем временам такие фишки, мимо которых уже не пройти было никак. Я расскажу вам в этой статье самое основное о граффити. И считаю важным отметить, что об этом необходимом важно знать каждому, кто поддерживает Хип-Хоп.
Хип-Хоп культура состоит из 4-х основных частей. И одна из них граффити, возникшее в Нью-Йорке в 1969 году. Один греческий паренек, работающий курьером, стал везде оставлять простой чернильной ручкой свое прозвище и номер улицы, откуда сам. Таким образом, «Taki 183» стал первым тэгом в граффити, т.е. именной надписью. Тэг – это и именной логотип. Потом улицы прославились и другими надписями с еще более оригинальными именами, как Barbara 64 или Eva 64. Вскоре обычные стенописцы перешли от обычных орудий труда чернильных ручек к более мощным: баллончикам с краской и разноцветным фломастерам и маркерам. Некоторые умельцы изготавливали свои неповторимые орудия искусства, дабы привлечь к граффити и к себе наибольшее внимание. А потом и защитить свои произведения искусства, так как на них накладывали руку, либо конкуренты либо блюстители закона. Граффити не любит «воришек» (их называют «байтерами»), каждый должен создавать свой стиль сам и его развивать и реализовывать.
Слово «граффити» происходит от итальянского слова «graffito», то есть «нацарапанный». Другим уличным художникам такое обозначение мягко скажем не по душе.
В течение многих веков безымянные авторы изливали на серых стенах свою душу и чувства, признавались в вечной любви и так далее. Сейчас все это намного глубже, чем просто оставить свое имя или написать «здесь был я». Граффити вошло в Хип-Хоп культуру, как искусство, и все мы должны придерживаться высоких идеалов, ведь это искусство. Именно поэтому суть граффити-артистов (именно так называются люди, которые рисуют граффити, артисты и потому, что другие составляющие Хип-Хопа артисты: MC, DJ, B-Boy’s) стали говорить не только словом, но и цветом, линией, его формой и значением. Миссия художников не рисовать ради денег, а нести свое искусство, сделанное с душой всему человечеству. Например, есть художники, которые черпают свое вдохновение из библейских сюжетов, и это говорит о высокой культуре, не смотря на то, что все привыкли к стереотипу «уличный» и ждут только вреда. Я бы такое вывел значение понятие «уличного», не в смысле хулигана, а уличный, значит независимый, свободный от навязывания, творец, не идущий на компромисс со своей совестью. Тот кому не безразличны катаклизмы и социальные неурядицы, в этом и есть все предназначение, а не только потому что красиво.
Первым, что стали делать художники, чтобы заявить о себе, так это рисовать на поездах. Представьте себе, молодого человека, живущего в бедном районе, видящего каждый день серость и быт и для него праздником будет, когда он видит проезжающий поезд по грязному и серому мегаполису с ярким и красивым произведением. Это же искусство! И городской пейзаж становится более веселым, чем раньше. Например, для человека обеспеченного праздником будет, сходит в клуб, разодеться «петухом» и делать вид, что он здесь самый и самый. А на улицах все по другому, здесь каждый день человек доказывает самому себе, что он стоит, доказывает всем, говорит всему миру, что он есть, он всегда в конкуренции, он живет. Так вот, вернусь к поездам, художник пролезает в отстойники, рисует, и на утро поезд выходил «обновленным». Это было заявлением о себе другим районам, это было неким языком, если хотите. Ими двигало не хулиганство, ими двигала романтика. Это не значит, что каждый должен залезать в парки поездов и трамваев. Не нужно этого делать! Важно уяснить, свою позицию, не нужно быть героем, этим никого сейчас не удивишь. Важно найти свое место и свою нишу.
Сейчас существует очень много вариантов осуществления своей композиции. Я хочу сказать, что граффити это не «писюльки» и не «писульки», как в нашем городе, это художественная поэзия. Не надо много ума, чтобы взять и написать свое имя на заборе, а вот чтобы нарисовать картину понадобится много времени и сил. Для начала это скетч, т.е. эскиз будущего проекта, в штрихах и цвете. И все-таки есть в этом городе те, кто умеет рисовать и делать граффити, их единицы. Радуюсь когда прохожу мимо какого-то «модного» магазина и вижу, как оформили его эти ребята в стиле граффити, как сразу приходит настроение. Это процесс поистине увлекательный и трудоемкий. Это целая идея, как песня или танец. Проект в себя включает свой неповторимый почерк и стиль, технику и профессионализм. В граффити очень много направлений и стилей, от считающихся «старомодных» надувных букв до невероятно-сложного и требующего мастерства и сноровки стиля «wild style», в котором буквы сплетаются в задумчивые и сложные узоры.
В библии граффити «Subway Art» автора Генри Челфанта можно узнать, что граффити это повторение и каждодневные тренировки и что не существует легких способов стать настоящим художником. А что больше всего мне понравилось, так это то, что он пишет: «…ты должен еще раз пройти всю историю граффити. От простого к сложному». Я бы добавил сегодня: «всю историю Хип-Хопа!» Это самое важное, что является в моей пропаганде.
Художник по имени Daim из Германии, где очень развито граффити, считает, что граффити с буквами – это специфический код. Код, чтобы повлиять именно на тех людей, на которых хочешь. В зависимости от цели он может быть нечитаемым или, наоборот, простым и ясным, чтобы привлечь максимум внимания. Буквы – идеальный вариант, чтобы представить себя. Также он говорит, что граффити-артисты – очень творческие люди, готовые сорваться на любой край земли, чтобы оставить свой след, а точнее рисунок. Граффитчики всегда путешествуют, а иначе нельзя. И что граффити – это международный язык молодежи, с помощью которого ты развиваешься, общаешься, и в граффити нет ничего негативного. Проблемы с полицией, ограниченность людей, которым не нравится граффити, зависть в кругу художников (а этого не должно быть!) – все ерунда и только это подталкивает продолжать. Daim говорит, чтобы начинать рисовать, надо усвоить простые правила: уважайте себя и других, будьте искренними сами с собой.
Хочется отметить, что художники граффити становятся не только известными в узких кругах, а занимаются потом и другими видами, например, дизайном и всяческими оформлениями. Например, известный художник, его имя уже ассоциируется, как синоним российского граффити – Баскет. Один из первых и лучших, тот, кто оформлял все вечеринки и фестивали, разрабатывал шрифты и т.д. А также всем известный Matr A.S. из Da Boggie Crew и Worm. Граффити в России пока только на начальном этапе, хотя уже есть немало талантливейших художников, и все-таки столицами граффити в пост-советском пространстве были и остаются – Прибалтика и города в России, как Питер, Москва, Калининград. Очень верится, что культура и дальше примет огромные обороты. Почему-то многие считают, что граффити рисуют олд-скульщики, и Хип-Хоп теперь это только рэп. Это полный абсурд! Хип-Хоп как был из 4-х составляющих, так и останется!
Лично всех прошу не рисовать на исторических памятниках и архитектурах! Иначе, вам нечего делать в Хип-Хопе! Давайте уважать другие виды творчества и искусства! |